Рекламный баннер

Миллион килограммов золота и другие рекорды Транссиба

133 года назад началась история Великого Сибирского железнодорожного пути, позже переименованного в Транссибирскую магистраль.

Миллион килограммов золота и другие рекорды Транссиба
фото: dvzd.rzd.ru
Рекламный баннер

29 марта 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути, известного сегодня как Транссибирская магистраль.

К тому времени уже назрела необходимость железной дороги. Доставка грузов из одной части страны в другую занимала несколько месяцев, что тормозило развитие государства и ставило под угрозу его безопасность – не было возможности быстро перебрасывать войска и вооружения на восток страны.

Масштабы строительства были колоссальны. 85–90 тысяч человек трудились на этой грандиозной стройке, ежегодно прокладывая по 600 с лишним километров пути основного хода (это без сооружения временных обходов и технических веток).

3 ноября 1901 года по Транссибу было открыто рабочее движение, а окончательно магистраль завершили в 1916 году. Транссибирская магистраль соединила транспортной артерией воедино европейскую и азиатскую части России, ускорила освоение дальних территорий, дала толчок к развитию экономики и стала настоящим символом мощи и величия страны.

 

Самая длинная железная дорога в мире

Общая протяжённость Транссибирской магистрали по главному пассажирскому маршруту составляет 9288,2 километра, делая её самой длинной железной дорогой на Земле. Стартовой точкой считается Ярославский вокзал в Москве, а конечной точкой на восточном побережье России – вокзал Владивостока. Электрификация Транссиба, сделавшая его самой протяжённой электрифицированной железной дорогой мира (9288,2 км), была завершена в 2002 году.
 

фото: dvzd.rzd.ru

Через два континента

Транссибирская магистраль пересекает территории двух континентов: Европы (1777 км) и Азии (7512 км). Если говорить о России, то Транссиб проходит через территории 12 областей, 5 краев, 2 республик, 1 автономной области и 1 округа. 


Каждый 12-й город России – на Транссибе

Вдоль маршрута Транссибирской магистрали расположены 87 городов, включая 5 городов с населением свыше 1 миллиона человек и 9 городов с населением от 300 тысяч до 1 миллиона человек. 14 из этих городов являются административными центрами субъектов Российской Федерации, а Москва, стартовая точка маршрута, – столицей страны. В общей сложности, на Транссибе проживает более 20 миллионов человек или примерно каждый седьмой житель страны.

Стоит отметить, что на 1 января 2024 года в России насчитывается 1120 городов. Получается, что на Транссибе находится около 8 процентов российских городов или каждый 12-й город страны.

 

Великие реки России

Транссибирская магистраль пересекает 16 крупных рек, включая Волгу, Енисей, Амур и другие.

Самой широкой из них является река Амур, пересекаемая магистралью в её среднем течении, где ширина реки составляет около 2 километров. Другие реки, такие как Обь и Енисей, пересекаются ближе к их верхнему течению, поэтому их ширина в месте пересечения с Транссибом не так велика.
 

Скорость строительства

Скорость строительства Транссиба вызывала изумление: всего за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный железнодорожный маршрут до Владивостока. Это особенно значимо, учитывая препятствия: большие реки, дикую местность, перевалы и участки с вечной мерзлотой. Стоит понимать, что на тот момент технический уровень строительства был намного ниже современного. 

фото: dvzd.rzd.ru

Всего было проложено около 9100 вёрст, или немного менее 10000 километров. Эта трансконтинентальная железная дорога строилась с усреднённым темпом строительства примерно 670 километров в год. Но с учётом построенных примыкающих веток эта цифра достигает 740 километров. Это много даже по современным стандартам. 

К примеру, 4300 км дублёра Транссиба – БАМа – строились 10 лет, с 1974 по 1984 год. 

 

Цена строительства

Стоимость прокладки непрерывного рельсового пути от Урала и Северной Двины до берегов Тихого океана в 1891–1905 годах составила около миллиарда золотых рублей, выделенных из казны Российской империи. В последующие годы до начала Первой мировой войны было затрачено ещё почти полмиллиарда рублей на различные улучшения, такие как электрификация, строительство вторых путей и укрепление маршрутов. Итого цена постройки Транссиба для России в период с 1891 по 1913 годы составила почти полтора миллиарда рублей.

Для понимания – Аляска в 1867 году была продана за 7,2 миллиона долларов золотом. При курсе примерно 2 рубля за доллар, стоимость Транссиба оценивалась как сто с лишним Алясок.

Или другой пример. За миллион рублей в 1913 году давали 774 кг золота. Стоимость Транссиба – почти 1 миллион 200 тысяч кг золота.
 


Самые крутые спуски

На участке от перевала Андриановский до берега озера Байкал Транссиб имеет самый крутой спуск – здесь за 30 километров железная дорога спускается на более чем 400 метров, некоторые уклоны достигают 17 % или 10 градусов. 

фото: dvzd.rzd.ru

Самый длинный прямой участок дороги

Самый протяжённый прямой участок на магистрали, не имеющий скал и холмов, находится между реками Обь и Иртыш. Его длина составляет около 600 километров. Здесь на всём протяжении железнодорожный путь практически прямой, за исключением иногда встречающихся плавных изгибов всего на несколько градусов.

 

Самые длинные мосты

Самый длинный мост на Транссибе был построен в период с 1913 по 1916 год через реку Амур. Он имеет длину 2568 метров и состоит из 18 пролётов по 127 метров с 200-метровой левобережной эстакадой. В 1999 году был построен новый Амурский мост, который был возведён рядом с царским мостом. Это совмещённый автомобильно-железнодорожный мост, его длина составляет 2612 метров. Помимо Амурского моста, самые длинные мосты на Транссибе – это Зейский (1102 м), Камский (945 м), Енисейский (934 м), Обский (820 м) и Иртышский (734 м).

фото: dvzd.rzd.ru

Самые длинные тоннели

Самый длинный тоннель, проходящий под Амуром параллельно Амурскому мосту, имеет длину 7198 метров. Но он, правда, не относится к основному ходу магистрали. Поэтому самым длинным тоннелем на самом Транcсибе является Тарманчуканский тоннель, его длина около 2 километров.


Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций